История капоэйры

Капоэйра — это боевое искусство, возникшее в среде африканских рабов в Бразилии в XVIII веке. Оно было порождено несколькими видами традиционных африканских боевых искусств, и применялось рабами для самообороны. Эта боевая дисциплина была замаскирована под танец, так как рабам не разрешалось заниматься боевыми искусствами. В настоящее время капоэйра является спортивным единоборством, цель которого - действуя в рамках установленных правил, проводить приёмы, способные причинить сопернику максимальный физический ущерб, либо поставить соперника в невыгодное положение, а также, соответственно, защититься от аналогичных приемов соперника. 

Абада Капоэйра

Колонизация

Начиналось все с желания правителей процветающих европейских стран расширить свои владения. Колонизация казалась наиболее прогрессивным способом, и многочисленные каравеллы устремлялись за океан в поисках новых земель. Пионерами великих географических открытий стали в 15 в. страны Пиренейского полуострова — Испания и Португалия. В колонизаторской гонке Португалия нацелила свою флотилию на «дикую, новую землю». В итоге Португальская империя колонизировала территорию, которая сегодня известна как Бразилия, а для того чтобы огромная колония начала приносить прибыль, естественно было нужно множество рабочих рук.
Устье Амазонки (территория современной Бразилии) было населено индейцами. В начале колонизаторы пытались использовать их как рабочую силу. Но туземцы не желали работать на кого-то. Колонизаторы пытались заставить индейцев работать в обмен на товары. Но это было невыгодно и в ход пошли запугивания, пытки и публичные убийства непокорных индейцев. Но все тщетно, так как в культуре и религии индейцев смерть не рассматривается как невосполнимая потеря. По их мнению, смерть — это начало чего-то лучшего, чем земная жизнь.
Видя тщетность усилий, колонизаторы решили искать рабочие руки в Африке. К тому времени Африка была более-менее известна. Путем обмана предприимчивые купцы и дворяне провоцировали войны между местными племенами. После, договариваясь с обеими сторонами конфликта, они обменивали пленных на товары и атаковали ослабленные конфликтами племена. Порабощенные африканцы доставлялись кораблями в «новую землю». Многие погибали еще по пути из Африки в Бразилию. Выжившим повезло наверно меньше, чем умершим — они были проданы на плантации и помещены в нечеловеческие условия. Не желая мириться с существующим положением новоявленные рабы часто сопротивлялись и в открытую боролись за свою свободу.
Бразилия была открыта экспедицией португальца Pedro Alvares Cabral (Педру Алвареш Кабрал) в 1500 г. В начале 16-го века на территорию Бразилии стали завозиться рабы из Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вместе с собой рабы привезли на материк самобытную культуру и верования. Основными городами, куда стягивались все работорговцы и где устраивались рынки живой силы, были Bahia (Баия), Recife (Ресифе) и Rio de Janeiro (Рио де Жанейру).

Абада Капоэйра

Стремление к свободе

Работа рабов была изнуряющей, а надзиратели беспощадными. Рабы стремились саботировать работу и демонстрация непокорности, опьянения или усталости была не редкой ситуацией. Таким образом, рабы могли сохранить внутреннюю свободу и внешне изображать покорность.
Историки капоэйры утверждают, что она родилась в стремлении рабов к свободе как инструмент борьбы с поработителями. В капоэйре много ударов ногами, низких стоек, уходов и уклонов в сочетании со стойками на руках и голове. Рабов связывали за руки, зачастую оставляя ноги свободными. Ноги в ход и пускали рабы, чтобы как-то противостоять надсмотрщикам.
Нередкими были и случаи побега рабов или организации мятежей. В 17 веке голландцы вторглись на северо-восток Бразилии и таким образом, начался вооруженный конфликт интересов между Португалией и Голландией. Пользуясь шаткой обстановкой, которая сложилась в бразильских колониях из-за войны, много рабов убежало в тропические леса.
Тем, кому удавалось сбежать, поселялись в отдаленных районах гор и лесов и создавали общины — Quilombos (киломбос — «вольные города»). По сути, они были настоящими крепостями. Здесь культура африканцев смешалась с местной культурой индейцев. Самым известным поселением беглых рабов стал Palmares (Пальмарес). Развитие капоэйры и приписывают этим общинам. Теперь уже свободные, рабы разработали технику стремительных атак и эффективной самозащиты руками, ногами и головой. Тем рабам, которым не посчастливилось остаться свободным и кого опять поработили, передавали свои знания капоэйры рабам на плантациях. В свободное время, которое могло быть у рабов по вечерам и в выходные дни, они практиковали капоэйру. Но открыто ее демонстрировать было невозможно, ибо любые попытки рабов к изучению самообороны пресекались и любые массовые собрания расценивались как попытки мятежа. Поэтому капоэйру завуалировали под обрядные танцы и массовые гуляния под пение, танцы, хлопки и игру на инструментах. Таким образом, смертельное искусство капоэйры было скрыто от глаз надсмотрщиков и все более походило на ритуальный танец, нежели на тренировку двух оппонентов.

Абада Капоэйра

Capoeira e luta nossa («Капоэйра наша борьба»)

Развитие капоэйры в начальный период неразрывно связано с легендарным героем — Zumbi dos Palmares (Зумби дос Палмарес), который стал для народа Бразилии символом сопротивления. По преданию, Зумби возглавлял один из крупнейших киломбос — Пальмарес, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет. Беглые рабы часто устраивали засады против солдат, которых направляли в леса для уничтожения киломбос. Ополченцы были плохо вооружены и на открытой местности были легкой мишенью. Поэтому они вели партизанскую войну в джунглях, где вооруженные мушкетами португальцы и ополченцы с холодным оружием, оказывались практически в равных условиях. Высокие заросли capim (капим) или mato-ralo (мато-рало), название которого на индейском диалекте местных племен Тупи-гуарани звучало «капоэйрa», помогали ополченцам вести борьбу за свободу.
Солдаты, которым удалось убежать живыми из таких засад, рассказывали, что были атакованы неграми, использовавшими удары ногами, руками и головой. Таким образом, места засад стали ассоциироваться с формой защиты, которую создали африканские негры.
За долгие годы существования рабовладельческого колонизаторского строя в Бразилии было осуществлено 11 крупных восстаний. Последнее из них увенчалось победой рабов — отменой рабства 13 марта 1888 года (стоит отметить, что ввоз рабов был запрещен еще раньше — в 1850 г. — законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально). Но и после официальной отмены рабства положение не сильно изменилось. Темнокожие хоть и получили статус свободных людей, но все еще воспринимались как «второй сорт». И по сей день эта социальная проблема актуальна в Бразилии. Многие рабы отправились назад в Африку, но многие и остались, поселяясь в городах и деревнях Бразилии.
Ожесточенные и обездоленные рабы, которые ранее полностью зависели от плантаторов, теперь должны были как-то заботиться о себе. Поэтому не редкими случаями были объединения в банды. Грозным оружием в руках бандитов стала капоэйра. Правительство воспринимало капоэйру как бандитизм. Термин «капоэрист» был синонимом «разбойника». Обладая смертоносной техникой ведения боя, капоэристы были хорошо востребованы политиками и богатыми людьми в качестве наемных убийц и охранников. Используя свои знания капоэйры для грабежа, разбоя и воровства, они скрывались безнаказанными, когда полиция пыталась их задержать.
Так или иначе, капоэйра получает свои первые документальные доказательства существования. Все чаще в полицейских отчетах пестрят записи о задержанных капоэристах. Деятельность бандитов не ограничивалась разбоями и грабежами. Хотя не редкими были случаи убийств от рук капоэристов. Капоэристы вели и антиправительственную деятельность. Многочисленные распоряжения президента полиции об обуздании бандитов были мало эффективными. Тогда в 90-х годах 19-го века был введен жесткий уголовный кодекс, 10 пунктов которого были специально посвящены проявлениям капоэйры. Отныне каждый, кто практикует капоэйру, объявлялся вне закона, а капоэристов разыскивали и

Абада Капоэйра

Новая эра капоэйры

Стоит оговориться, что капоэйру знали не только бандиты на улицах. Капоэйра была достаточно хорошо известна и чиновникам. Полицейские также знали капоэйру, чтобы противостоять бандитам в схватках. Человек, которого президент назначил ответственным за исполнение новых законов, достаточно хорошо владел капоэйрой. Это был Sampaio Ferraz (Сампайу Фэрраз), которого боялись преступники и знали как самого безжалостного шефа полиции в истории Бразилии. Сампайо должен был искоренить капоэйру как явление.
Первое испытание на прочность законы о капоэйре встретили буквально сразу. Сампайо арестовал за практику капоэйры человека по имени Juca Reiz (Йука Хейз), который относился к классу дворян. Встал вопрос о наказании арестованного согласно законам. Волна негодований и протестов пронеслась в кабинете министров президента, ведь отец арестованного был уважаемым и влиятельным человеком.
На совете, собранном президентом и который длился около 18 дней, было решено все же наказать Йуку Хейза. После этого два члена кабинета министров подали в отставку. Этот случай стал переломным в отношении к капоэйре. Оппозиция в правительстве организовала «черную полицию», чтобы противоречить действиям президента. Она состояла из капоэйристов и вызывала страх у населения столицы. Полиция не могла ничего поделать с новой силой, а на фоне подготовки Бразилии к войне с Парагваем ситуация и вовсе выглядела безнадежной. Черная полиция была послана на фронт и на фоне этого капоэристы стали народными героями.
Долгое время капоэйра оставалась вне закона. Капоэйра маскировалась под народный танец и имела менее агрессивный характер. Это позволило распространить капоэйру среди народных масс. Верные традициям, более опытные капоэристы тайно передавали свои знания другим.
2 июня 1933 года после представления президенту Бразилии Getulio Vargas (Жетулиу Варгаш) капоэйру начали рассматривать как национальную бразильскую борьбу, а в 1937 он разрешил ее официально. И все это благодаря мастеру, чье имя раскаленным железом отпечаталось в сердцах преданных друзей и учеников. Мастера, который спустя столько лет запрета открыл первую академию капоэйры. Его имя — Manoel dos Reis Machado (Мануэль душ Рейш Машаду), который позже стал известным далеко за пределами Бразилии как Mestre Bimba (Местре Бимба).

Абада Капоэйра

Современный этап

В 30-х годах 20-го века в Бразилии произошел военный переворот, который изменил политическую ситуацию в стране. Капоэйра на то время была широко известна и стала частью народной культуры как легитимное боевое искусство. Сегодня капоэйра имеет несколько направлений развития, которые отличаются техникой, манерой ведения игры и скоростью. Основными направлениями остаются Capoeira Angola (капоэйра ангола) и Capoeira Regional (капоэйра режионал). Ангола мягкая, плавная, медленная и силовая капоэйра, в которой нет акробатических элементов, а основной акцент сделан на тактику ведения игры. Режионал же, напротив, стремителен, быстр, акробатичен и зрелищен. Недавно появившийся стиль, который стремительно набирает известность — Capoeira Contemporanea (капоэйра контемпоранеа). К этому стилю причисляют школы, которые нельзя однозначно причислить или к анголе, или к режионал. Одни утверждают, что контемпоранеа вобрала в себя лучшее от обоих стилей и капоэрист, практикующий именно этот стиль, является универсальным игроком, которому есть что противопоставить и ангольеру и игроку режионал. Но есть и мнение, что контемпоранеа уходит от традиционных стилей. Многие утверждают, что игрок должен изучать какой-то один традиционный стиль, чтобы полностью понять суть капоэйры. По этому поводу сегодня происходит много споров.

Как с нами связаться

Телефон:    8-960-056-49-01

                    

ВКонтакте:  АБАДА-Капоэйра

 

Инстаграм: CAPOEIRAKAZAN

Задать вопрос тренеру

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.